Рассказы спасшихся в авиакатастрофах

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email
Самолет ИЛ-86
Выжить в авиакатастрофах удается немногим. Один из самых «зрелищных» рассказов я услышал от бывшего коллеги по работе в аэропорту Пулково, авиатехника Александра Бермана, попавшего в точно такую же ситуацию, как герои фильма «Экипаж». Самолет, на котором он летел, развалился на части при приземлении. Забавная подробность, оставшаяся за кадром нижеприведенного текста — один из авиатехников, летевших этим рейсом, был пьян. И проспал весь полет. Проснулся уже в Пулково после удара о землю. Очнулся на земле, даже не успев испугаться. Он сидел в том самом ряду кресел, прямо за которым при посадке разверзлась трещина… А в другой истории помимо душераздирающих подробностей интересно признание выжившей стюардессы о том, что ей подсознательно хотелось попасть в авиакатастрофу. Подобно тому, как некоторым людям, стоящим на краю обрыва, хочется прыгнуть вниз. И вот «мечта» сбылась. Был в моей практике и еще один случай дикого, трагического совпадения. Работая в московских «Известиях» я курировал работу редакторов региональных приложений, проводил что-то вроде их обучения. Общаясь с одной из них — Ириной Леншиной из Иркутска — в качестве примера работы с новостями привел гипотетическую ситуацию катастрофы самолета. Причем сделал это несколько раз. Ирина даже, помню, сказала что-то вроде «Хватит уже про катастрофу. Давай какой-нибудь другой пример разберем». Потом она прилетела в Москву на практику. И в этот момент 4 июля 2001 года, действительно, при заходе на посадку в аэропорту Иркутска свалился в штопор и разбился Ту-154, на борту которого находились 145 человек. Журналистская профессия довольно цинична, мы часто между собой говорим и даже шутим о жестоких вещах. Мой совет коллегам — не надо этого делать… Самого меня от авиапроисшествий Бог миловал. Но однажды я тоже почувствовал себя выжившим. В июне 1992 года я попал в самый замес первой грузино-осетинской войны. Отработав почти месяц по обе стороны линии фронта, возвращался из Цхинвала во Владикавказ на военном вертолете, который вывозил раненных мирных жителей. Вместе с нами пассажиром летел летчик из размешавшегося в столице Южной Осетии российского вертолетного полка. Мы разговорились. Он оказался земляком — из Питера. Рассказал, что летит только для того, чтобы из владикавказского аэропорта позвонить домой жене (в Цхинвале из-за боев не было телефонной связи) и сразу этим же бортом назад. А через несколько часов после прилета, сидя в поезде Владикавказ-Москва, я услышал по радио сообщение о том, что этот вертолет на обратном пути в Цхинвал разбился.
С питерскими самолетами авиакатастрофы случаются редко. До донецкой трагедии было лишь два серьезных происшествия — в 2002 году падение ИЛ-86 при взлете в аэропорту Шереметьево (14 погибших) и в 1991 году жесткая посадка ТУ-154 в Пулково (13 погибших). В обоих случаях были выжившие.

Арина Виноградова, стюардесса ИЛ-86.
«Мечтала пережить катастрофу»

Самолет выполнял технический рейс — на нем находились лишь члены экипажа. 30 пассажиров в аэропорту взявшие билеты на более поздние рейсы, просились на борт. Но им было отказано.

Арина вместе с другой стюардессой Татьяной Моисеевой сидели в креслах в конце салона и были пристегнуты ремнями безопасности. Это спасло девушкам жизнь. Сначала началась сильная вибрация, а потом они провалились в черноту. Очнулась Арина на земле — ее придавило креслами к двигателю. Вокруг все горело. Чтобы не задохнуться, стюардесса сорвала с кресла подголовник, наплевала на него и дышала через эту тряпку. Ремень безопасности заклинило. Но спасатели приехали быстро и освободили Арину.

— Раньше у меня была навязчивая идея — стать участником катастрофы, понять, что чувствуют люди в такие минуты, — признавалась позднее Виноградова, — я думала,, что должны быть какие-то предчувствия, что люди начинают мысленно прощаться с близкими. Оказалось все не так. Ту просто не успеваешь понять, что происходит. Только чернота. И все.
Несмотря на перенесенный кошмар, Арина Виноградова по-прежнему работает стюардессой. А ее подруга Татьяна Моисеева прекратила летать. Но из авиации не ушла — она диспетчер на старте.
ИЛ-86, катастрофа в Шереметьево 2002 год

Александр Берман, пассажир ТУ-154:
«Все было, как в фильме «Экипаж»

В мае 1991 года на борту ТУ-154, совершавшего рейс Сухуми-Ленинград, Александр не был простым пассажиром. На тот момент он являлся техником аэропорта Пулково и с шестью коллегами возвращался из Турции.

— Я уступил свое место во втором салоне какой-то женщине, а сам пошел в служебный отсек к знакомым стюардессам. На подлете к Пулково мы попали в жуткую облачность. А перед самой землей — в штормовой заряд. Стал темно. Началась болтанка. Вдруг последовал сильный удар. Я не был пристегнут, меня подбросило и я ударился головой в потолок. Один из наших ребят в этот момент выходил из туалета, его сбило с ног. Другой сильно повредил позвоночник. Как потом выяснилось, мы коснулись бетонки в нескольких метрах до начала взлетно-посадочной полосы. Вслед за первым ударом последовал второй. В иллюминатор я увидел: край полосы уходит под самолет. Понял: выкатываемся за полосу. Помню, была лишь одна мысль — только бы не взорваться. Открыли люк. Стали выпрыгивать на траву, принимать пассажиров. У самолета прямо как в фильме «Экипаж», отвалился хвост вместе с частью второго салона. Крыло и переднее шасси были сломаны. Разлился керосин. Раздавались крики: «Уходите, сейчас взорвется!». На бетонке — размазанные тела людей. Это были пассажиры двух рядов кресел, провалившихся в трещину фюзеляжа.

Летное поле было усеяно чемоданами и красными гвоздиками, которые какие-то торговцы везли на продажу. Некоторые мужчины помогали женщинам, другие отталкивали их. Кто-то бросился подбирать рассыпавшиеся деньги, копошился в чужих вещах, кто-то, несмотря на угрозу взрыва, лез обратно в салон за своими. Самолет носом взрыл землю. Стекло кабины выбито. Командира с запачканным землей лицом зажало между штурвалом и креслом, он был без сознания. Штурман в прострации ходил по полю, собирал разбросанные бортовые документы. Бортинженер Александр Суслин помогал пассажирам покидать самолет.

Некоторые из них в момент удара спали и оказались на земле, не успев даже толком испугаться.

Мое кресло было за два ряда до трещины. К счастью, женщина, которой я уступил место, осталась жива.

Лишь на следующий день до меня дошло, что я был на волоске от смерти. От взрыва нас спас тот же самый ливень, который стал причиной катастрофы. Пожарные машины и спасатели прибыли, когда помощь по сути уже была не нужна. Нас всех доставили в больницы. Но никаких компенсаций в те времена никто и не подумал выплачивать.

Потом в Академии гражданской авиации прошла большая конференция, посвященная этой катастрофе. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что ошибку допустил штурман — самолет заходил на посадку ниже глиссады. Плюс посадку «в порядке обучения» осуществлял второй пилот. Командир, в последний момент, увидев перед собой землю, рванул штурвал на себя, но было поздно и это только создало дополнительную перегрузку. Третий фактор — наземный диспетчер прошляпил отклонение самолета от курса.

P. S. По сведениям «МК» в Питере», вскоре после катастрофы штурман, признанный виновным в ней, покончил собой.

Катастрофа 23.05.91 в Пулково
Последствия катастрофы (фотографии из газеты «Правда»)

Владлен Чертинов

С Ленинградом связаны сразу две удивительные истории спасения аварийно севших на воду самолетов. Все знают о посадке Ту-124 в Неву. И мы тоже неоднократно писали о ней (см. «Супермены существуют!» в разделе «Поступки»). Но вот чего ни у кого не было, так это рассказа пассажира, летевшего на том Ту-124 — он сам обратился в редакцию «МК» в Питере», откликнувшись на одну из наших публикаций об этой катастрофе. Но была и другая удивительная история, о которой я опять-таки узнал от знакомого авиатехника (участником той катастрофы был его брат). Самолет, пилотируемый единственной в Ленинграде женщиной-летчицей, упал в Финский залив. Экипаж спасся благодаря тому, что в месте падения в тот самый момент проходили аварийно-спасательные учения кораблей. Их экипажи даже решили, что авиакатастрофа — элемент этих учений. Слаженно и четко они спасли реально терпящий бедствие экипаж. Текст будет опубликован позднее.

Супермены существуют!
Как совершаются настоящие мужские поступки
рекомендуем
«Куда мы летим? Там же вода!»
Неизвестные подробности сенсационного приводнения Ту-124 в Неву от пассажира-счастливчика
рекомендуем
VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем