Зимой за ночь окна промерзали так, что сквозь них было не видно света. Приходилось соскабливать снег и лед ножом. Точно также не мыли, а скоблили полы в избе, пропитавшиеся насквозь сажей. По утрам в избе топили печь и открывали наружную дверь. Через нее поступал холодный воздух, который выгонял дым от печки вверх через дымовое окно. Во время этой утренней процедуры люди часто угорали. Спасались в церкви. Где к утренней службе уже было натоплено. Так что не только вера в Бога, но еще холод и дым вынуждали крестьян идти в храм.
В провинциальной церкви служили по-простому. Если кто-то из духовных лиц допускал ошибки, тут же прямо при всех раздавались замечания: «Дьячок, что ты поешь? — или, — Батюшка, ты то ли евангелие читаешь?» Иногда случалось слышать такие возгласы то из алтаря, то с клироса — и эти возгласы никогда никого не смущали».
Первым делом к священнику Алексею Попову, заступившему на службу в селе Ерга, явилась делегация крестьян с целью снизить церковные сборы и плату за молебны, панихиды, заупокойные обедни и т. д. Но Алексею, по его признанию, было не трудно отражать «эти удары».
За напутствие больных и крещение на дому младенцев священник денег не брал. Хоть для этого нередко приходилось идти в дальние деревни за 10−12 верст и днем, и ночью.
• За венчание брал 1 рубль.
• За метрику о невесте — 50 копеек.
• За панихиду и молебен — по 6 копеек.
• За заупокойную обедню — 30 копеек.
• За славы Рождественскую и Пасхальную, — по 3 копейки.
• За елеосвящение и вынос покойника из дома до церкви, хотя бы за 5−10 верст — по 1 рублю.
Таким образом, общий денежный доход, делает вывод Алексей Попов, был ничтожный.
Кроме того, священник и помощники принимали от населения традиционные добровольные подношения продуктами, льном и рожью. Но за все это они должны были хорошо угостить прихожан, напоить их до пьяна ежегодно в первый день Святой Пасхи. А кто плохо поил, тому и крестьяне продуктов мало давали.