Для того, чтобы улететь на другую планету, не нужно многого. Достаточно просто поехать на окраины нашей страны. Или на худой конец побывать в петербургском Институте народов Севера. Что я и сделал.
Мало кого из зрителей не завораживал волшебный мир планеты Пандора в фильме «Аватар». И ее обитатели — красивые разумные существа, живущие в гармонии с природой. Но вынужденные защищать свою планету от пришельцев-землян, несущих под видом цивилизации разрушения и зло. Нашим зрителям и в голову не приходит, что никакая это не фантастика. Похожая борьба и ничуть не меньшие трагедии разворачиваются на просторах России. В нашей стране есть свои волшебные миры, оказавшиеся на грани исчезновения. И свои «инопланетяне» — по меркам европейской цивилизации люди отсталые, а на самом деле, мудрые и продвинутые, удивительно приспособленные к выживанию на своих суровых и прекрасных планетах. Изучением и сохранением этих заповедных миров занимается петербургский Институт народов Севера. «Фонтанка» пообщалась с его сотрудниками. А еще с обитателями наших Пандор — Камчатки и Колымы, сказочное богатство которых резко контрастирует с бедностью их жителей. Чукчи и коряки, юкагиры и ненцы стали проводниками в фантастический мир своих предков.
Вера Чебоксарова, юкагирка, заместитель директора Института народов
— Я училась в Якутске. Город находится в низине. Зимой там стоят ужасные туманы. И почему-то у всех в мороз так закладывает уши, что люди ходят, как оглушенные и слышат один и тот же неприятный звук — толи гул, толи звон. А в поселке Зырянка на Колыме, где я выросла, люди зимой не видятся месяцами. Во-первых, из-за полярной ночи все время темно, во-вторых, из-за ветра приходится так закутываться, что прохожие не могут друг друга узнать. И встречаются уже только весной со словами «Давно я тебя не видел», хотя всю зиму ходили по одной улице. Но холод там воспринимается совсем не так, как в Петербурге. Здесь из-за влажности тебя уже при минус 20-ти до костей пробирает. А в Якутии при минус 40 градусах мы спокойно гуляли в детском саду. А занятия в школе отменяли только при минус 54 градусах, да и то лишь для первоклассников.
Наталья Дориченко, ненка, воспитатель Института народов Севера
— Мой дедушка-ненец рассказывал, как переждать пургу в тундре. Необходимо найти более-менее подходящее место, где можно спрятаться от ветра и снега, это может быть холмик, какое-нибудь ущелье, овраг. Если такого места нет, можно укрыться за поставленными «на ребро» нартами (санями), запряженные олени при этом ложатся рядом. Спасением служит теплая малица (меховая рубаха с капюшоном и рукавицами — В.Ч.), благодаря которой в сугробе не холодно. Снега может намести очень много, главное следить, чтобы был доступ воздуха, и человек в этом сугробе не задохнулся.
Такой способ переждать непогоду у ненцев называется «укрыться в куропачьем чуме». Главный принцип выживания — не преодолевать стихию, а приспособиться к ней. Куропатки, прячась от пурги, тоже вырывают себе ямку в снегу. Ненец в тундре всегда имеет при себе для создания «куропачьего чума» небольшую деревянную лопатку. Ее же он использует для раскапывания снега в поисках пастбищ, богатых питательным для оленей мхом-ягелем. Еще у него всегда с собой нож, брусок для его заточки, кусочек оленьего рога для развязывания узлов на веревках, также на этом роге делают ножом зарубки о количестве оленей — своего рода записная книжка оленевода.
Зимняя одежда
Олеся Болотаева, чукчанка, доцент Института народов Севера, участница семейно-родового ансамбля «Анана» (в переводе с корякского «Рыбное озеро»
— Дальний Восток и Север России впечатляют огромными расстояниями. Например, с южного до северно-восточного побережья Камчатки — 1500 километров. На самолете надо лететь 2 часа — примерно как из Петербурга до Сочи. А площадью районы Камчатского края превосходят целые области в европейской России. Это приводит к дороговизне билетов и ценовым «перекосам». Чтобы добраться из Петербурга до моего родного оленеводческого поселка Ачайваям (в переводе с корякского «река без песка»), надо сначала лететь 9 часов из Москвы до Петропавловска-Камчатского (6600 километров, билет от 10 000 рублей), затем 1 час 40 минут на Як-40 (940 километров, билет 19 000 рублей ) до райцентра поселка Тиличики и оттуда на вертолете до Ачайваяма с промежуточными посадками еще час-полтора (250 километров, примерно 7 000 рублей). В 2013 году мы втроем с мамой и сыном заплатили за дорогу в один конец 130 тысяч. А добравшись до места, люди нередко не могут обратно вернуться. Во-первых, из-за непогоды —вертолета иногда месяц приходится ждать. А во-вторых, из-за отсутствия денег на обратный билет. Именно по второй причине в 2004 году, когда я летала домой собирать недостающий материал для кандидатской диссертации, мне пришлось задержаться аж на полтора года. Работала в школе. А затем даже главой администрации МОУ Ачайваяма. Как раз в этот период в Корякский автономный округ не завезли топливо. У нас было объявлено чрезвычайное положение, и в такой ответственный момент я (в 29 лет!) отвечала за жизнеобеспечение своего родного села. МЧС завозило дизельное топливо на вертолетах, электричество давали строго по времени, и это зимой! Я писала письма в Петербург о том, как изменилось родное село. Когда их зачитывали у нас на кафедре, все плакали.
Наталья Дориченко
— У нас даже подростки самостоятельно могут преодолевать огромные расстояния. Мой двоюродный брат Александр Окотэтто, окончив 11 классов школы-интерната, поступил в Салехардский зооветеринарный техникум и до конца лета уехал к родителям в тундру, планируя вернуться в город к началу учебного года. Но так получилось, что вертолет не сделал посадку поблизости от их чума. А до 1 сентября оставались считаные дни. И брат сам отправился в Салехард за знаниями. А это порядка 200 километров — 60 из них он прошел пешком по голой тундре. Местные газеты назвали его ямальским Ломоносовым. Но этот случай не уникальный для Севера, и сейчас многие тундровики, в том числе студенты, преодолевают десятки, иногда сотни километров пешком, добираясь до родного чума.
— У нас раньше подростков учили правильно убить медведя копьем. В поединке с ним надо грамотно распределять тяжесть своего тела. Учили не бояться, даже если медведь наваливается на тебя всей своей массой, потому что если в этот момент упереть в землю копье, то зверь, наваливаясь, будет сам себя убивать.
Вера Чебоксарова
— У русских принято проявлять нежность к детям. Родители их целуют, обнимают. У нас даже между матерью и ребенком очень мало тактильных контактов было. Северяне более сдержаны в чувствах.
Олеся Болотаева
— Моя бабушка говорила: не кричите, не ругайте детей, ведь до 9 лет они еще «без ушей».
— Я родилась и выросла в тундре. У нас всё шло в хозяйство. Даже олений помёт использовали при выделке шкур. Только мягкая шкура спасает от холода зимой. Человеку в европейской одежде, чтобы не погибнуть зимой, в 40-градусный мороз, обязательно нужно разжечь костер или спрятаться где-то от холода. А в нашей одежде — где застала ночь, там и спи, прямо на снегу. Сушили грибы и мухоморы. Собирали дикий лук, кислицу (она заменяла капусту), дикую картошку. Для приготовления чая использовали сушеный иван-чай и листья брусники. Толченные оленьи кости долго варили и собирали костный жир. Ничего не выбрасывали из рыбных отходов. Сушеными хребтами и молоками кормили собак…
Валентина Дедык
— Еще внутренности разделанных рыб кидали назад, в воду. Власти нас за это ругали, но мы не засоряли речку, а удобряли ее, подкармливали рыбу и чаек. Это была жизнь в гармонии с природой, у которой наши предки не брали лишнего — только то, что необходимо. В определенные периоды даже не охотились и не ловили рыбу — давали подрасти молодняку. Старики, например, учили нас уважать территорию медведя и никогда не ходить по медвежьим тропам, чтобы не злить зверя своим присутствием. А если мы находили в тундре норки, в которые мыши складывали свои запасы — разные вкусные и полезные, в том числе и для человека, коренья — запрещалось забирать их все. Что-то обязательно надо было оставить, а взамен взятого — положить что-то свое. Например, кусочек сушеной рыбы или мяса. Старики всегда говорили: звери — не дикие, а такие же разумные существа, как и мы. Даже оленя или моржа у нас убивают не сразу. Сначала у них обязательно попросят прощения: «Извини, что мы тебя лишаем жизни, но нам необходимо кормить семью».
Для того, чтобы улететь на другую планету, не нужно многого. Достаточно просто поехать на окраины нашей страны. Или на худой конец побывать в петербургском Институте народов Севера. Что я и сделал.
О тексте
Анонс
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Многие не поняли, что он хотел сказать при взлете космического корабля
«Начальник Штирлица» о предательстве Мюллера, покушениях на Сталина и диагнозах Гитлера
Многие из послевоенных откровений «начальника Штирлица» и сегодня кажутся сенсационными