Памятники — немой укор властям

Петербургские чиновники относятся к прошлому без должного уважения

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email
памятник Анны Иоанновны с арапчонком работы Растрелли
Это странное изваяние на Фонтанке заняло место памятника Анне Иоанновне с арапчонком работы Растрелли

В каждом городе есть свои полезные чудаки. Они часто бывают доставучими, душными. Но их надо терпеть. Потому что общественная польза перевешивает личные неудобства журналиста в общении с такими людьми. Сергей Борисович Лебедев был краеведом Петербурга. Но очень самобытным, почти юродивым. Когда-то он заразил меня идеей вернуть в Петербург — слоновую столицу России — живого слона. Я так проникся ею, что мы почти смогли эту идею осуществить. Мы в газете «Смена» подняли такой слоновый ажиотаж, что губернатор Яковлев при мне дал обещание Юрию Никулину организовать в Петербурге Слоновый двор. А наполнить его слонами должны были знаменитые дрессировщики Корниловы. Слоновый двор стал бы базой их аттракциона. Но Яковлев своего обещания не сдержал. Единственное, что тогда удалось — устроить гуляние слона по Дворцовой площади. Но в то же время многие другие затеи Сергея Борисовича были воплощены в жизнь. Я, чего греха таить, избегал общения с Лебедевым именно из-за его доставучести. Но тем не менее наше сотрудничество продолжалось. Однажды я даже взял у него большое интервью. Когда Сергея Борисовича не стало, мне стало грустно, что он больше не позвонит, не начнет втравливать в какую-нибудь очередную свою авантюру, связанную с достопримечательностями Петербурга. С его уходом одной городской достопримечательностью стало меньше.

 

Гуляние слонов по Дворцовой площади Гуляние слонов по Дворцовой. Слева направо: дрессировщик Алексей Дементьев (Корнилов) в футболке «Смены», Сергей Лебедев, ваш покорный слуга.

Петербург — памятник под открытым небом. Но в послед­ние годы городские власти де­монстрируют странное отно­шение к историческому насле­дию. Памятники архитектуры приватизируются, сносятся до­ма на Невском проспекте, в са­мые дорогие сердцам петер­буржцев исторические уголки безжалостно вторгается уплот­нительная застройка, на цент­ральных площадях вопреки протестам горожан появляют­ся нелепые, а порой и бестакт­ные сооружения вроде башни Мира или «писающего маль­чика»…
Отношение к памятникам — это отношение к прошлому. Где границы, за которые нельзя пе­реступать? Об этом и многом другом наш сегодняшний разго­вор с СЕРГЕЕМ ЛЕБЕДЕВЫМ — известным краеведом, знатоком истории Петербурга. Благодаря его энергии и инициативе в горо­де появилось множество ориги­нальных памятников: Достоевс­кому на Владимирской площади, Фонарю на Одесской улице, Зай­цу возле Петропавловской кре­пости, Кошкам на карнизах Ма­лой Садовой, Трамваю на Адми­ралтейском проспекте…
Сергей Лебедев историк
Сергей Лебедев с макетом памятника Верной Вороне

Чиновники против Чижика-Пыжика

— Сергей Борисович, в прош­лом году из уст главного худож­ника города приходилось слы­шать заявления о том, что центр Петербурга уже перенасыщен чижиками-пыжиками, фонар­щиками, котами, зайцами и прочими «игровыми» памятни­ками — больше их ставить не бу­дут. Вы разделяете беспокой­ство чиновника? Ведь его слова — это камень в ваш огород.

— Я бы не слишком верил сло­вам чиновников от культуры. Благодаря их «компетентному руководству» со Смольного со­бора, находящегося под самым носом администрации Санкт-Пе­тербурга, падали кресты; клинило после ремонта ангел-флюгер, венчающий шпиль Петропавлов­ского собора. Кто-то был нака­зан за это?

— В середине 90-х у меня на кух­не два года пролежала уже гото­вая мемориальная доска русско­му благотворителю и меценату, купцу-лесопромышленнику Ва­силию Федуловичу Громову. Ее не разрешали устанавливать только потому, что в тексте доски чиновники Комитета по культуре усмотрели крамолу: им понравилось слово «русский» в словосо­четании «русский ку­пец»…

По опросам радио­станций, самым попу­лярным среди петер­бургских памятников считается крохотный Чижик-Пыжик. На вто­ром месте — Кошки, гуля­ющие по карнизам на Малой Садовой улице, а затем — Зайчик у Петро­павловской крепости. В отличие от «многопудья» идолов революции и раз­ного рода «бронзовею­щих деятелей» они жи­вые, «с человеческим ли­цом», несмотря на то что зверюшки. Что в них пло­хого? Многие так называе­мые попсовые памятники отражают душу Петербур­га. Чижик-Пыжик, который водку пил на Фонтанке, — ге­рой известной народной пе­сенки…

Я вот сейчас пытаюсь поставить памятный знак Верной Вороне во дворе дома № 64/11 на углу Невского проспекта и Ка­раванной улицы. Эта пти­ца — живой и реальный го­родской персонаж. Во дворе стоит высокое де­рево, а на нем — гнездо. Каждый житель дома расскажет про то, как эта ворона каждый год прилетает сюда, что­бы вывести воронят в самом центре Петер­бурга. Благодаря это­му гнезду при благоустройстве двора дерево пожалели и не спи­лили. Небольшой памятник Вер­ной Вороне во дворе стал бы ре­альным, народным «знаком признательности», а не очеред­ной чиновничьей затеей, уроду­ющей лицо нашего города.

Манежная площадь — проклятое место

— Приведите, пожалуйста, примеры таких затей.

— Что-то немыслимое тво­рится у нас на Манежной площади. Это какое-то проклятое место для па­мятников.

Монумент писателю Ивану Тургеневу засунули в маленький садик, он ока­зался зажат с четырех сто­рон и ненавещаем. Сама скульптура хорошо исполне­на, она просится на простор, на одну из площадей Петер­бурга. Ведь «новый город» так беден монументальной скульптурой. К тому же по иронии судьбы памятник созда­телю «Муму» сейчас стоит на со­бачьем кладбище — во время вой­ны на этом месте хоронили умерших от голода служебных собак, которых в пустовавшем Михайловском манеже натаски­вали бросаться со взрывчаткой под фашистские танки.

Создатель "Муму" сидит на собачьем кладбище
Создатель «Муму» сидит на собачьем кладбище
В центре Манежной площади несколько десятилетий стоял закладной камень памятника Го­голю. Монумент писателю здесь, однако, не появился, а камень исчез. Вместо Гоголя к 300-летию города при содей­ствии бывшей городской адми­нистрации и по настоянию итальянцев поставили четыре «пристенных» бюста итальянс­ких архитекторов. Хотя они к Манежной площади, за исклю­чением Карла Росси, не имеют никакого отношения.

Зато имеет отношение импера­тор Александр II: в Михайловском манеже он впервые публично прочитал манифест об отмене крепостного права, давший свободу де­сяткам миллионов людей. И что самое главное: в юбилейные дни в Петербурге появился памятник, изображающий царя-освободи­теля. Бронзовую фигуру достави­ли из Киева, но вместо Манежной площади установили на Суворо­вском проспекте, возле здания бывшей Николаевской академии Генерального штаба. Где логика?

Между тем памятник Алекса­ндру II предлагалось установить на Манежной площади еще в конце XIX столетия!

Принц Чарлз важнее Петра I?

— На другом берегу Фонтанки перед православным храмом стоит замерзающий голый мужчина из бронзы. Каким об­разом он там очутился? «На Фонтанке водку пил»?

— Подле бывшей придворной церкви Святых Симеония и Анны, воздвигнутой при императрице Анне, в 2000 году установили памятник, сразу же окрещенный петербуржцами «писающим мальчиком». Там и надпись име­ется, что сие есть «аллегория XXI века». Что этим хотели сказать городские власти — непонятно. На этом месте перед храмом нужно установить памятник им­ператрице Анне Иоанновне с арапчонком, который Растрелли специально создавал для одной из площадей северной столицы. Спрашивается: почему отлитый в бронзе памятник до сих пор сто­ит в Русском музее?

— Много еще таких петер­бургских реликвий, переме­щенных в годы советской власти, до сих пор находятся не на своих местах?

— Их хватает. В ближайшее вре­мя, в год 60-летия Великой Побе­ды, перед майскими торжествами обязательно следует возвратить на свое законное место в Троиц­кий собор Александро-Невской лавры гробницу — серебряную ра­ку — небесного покровителя Санкт-Петербурга, Святого вели­кого князя Александра Невского. Он, кажется, и сегодня находится в одном из танцевальных залов Зимнего дворца.

Не могу найти ответы на такие, например, вопросы: где теперь знаменитая мемориальная доска братьям Елисеевым, которая еще в 90-х годах висела на фаса­де Елисеевского магазина, а за­тем пропала?

На чьей даче сегодня находят­ся два замечательных больших золоченых фонаря, которые де­сятки лет украшали фасад пер­вого этажа здания торгового до­ма «Штоль и Шмидт» на Малой Морской улице?

Где десятки старинных, под­линных фонарей Невского прос­пекта — ценнейшие памятники старинной техники, исчезнувшие во время реконструкции прос­пекта в 2001 году? Каждый из них стоил не одну тысячу долларов!..

Любопытно: в «Гостином дво­ре» имеется памятный знак в честь посещения магазина анг­лийским принцем Чарлзом, но в то же время в Петербурге нет ме­мориальных досок на зданиях, в которых жили и скончались рос­сийские монархи. Между тем в Лондоне, например, не так давно была установлена доска Петру I на доме, в котором он останав­ливался во время Великого по­сольства…

В Питере увековечен Никита Михалков

— Памятники, по-вашему, призваны напоминать о прош­лом?

— Для того они и ставятся. Во­пиющий случай — судьба витра­жа в наземном вестибюле стан­ции метро «Гостиный двор». Этот витраж стоимостью при­мерно миллион долларов — па­мятник истории культуры и иску­сства, но он сегодня заставлен рекламным экраном и торговы­ми павильонами. Возможно, так поступили потому, что на нем изображены непопулярные по нынешним временам события — расстрел Временным прави­тельством июльской демон­страции 1917 года на перекре­стке Невского проспекта и Са­довой улицы.

Если бы современные бизнес­мены и чиновники думали не только о деньгах и отнеслись к витражу более почтительно, они бы не попали впросак с монети­зацией. Для многих из них стали шоком выступления людей, пе­рекрывших Невский проспект. Причем перекрытие произошло в том же самом месте, где была расстреляна июльская демон­страция — этот перекресток во все времена как магнитом притя­гивал митингующих. Витраж мог бы служить городским властям отличным напоминанием о том, что с населением делать можно, а чего нельзя. Для того и нужны памятники, чтобы НАПОМИНАТЬ!

— Ну а памятники, которые появились не без вашего учас­тия, разве они напоминают о чем-нибудь? По-моему, так просто развлекают.

— Не согласен. Прежде всего они «греют душу». Зайчик возле Петропавловки напоминает о том, что крепость построена на Заячьем острове и в городе до сих пор происходят наводнения. Фотограф на Малой Садовой, Фонарщик на Одесской, а также стоящие в том же ряду, но выдуманные другими петербуржцами Водовоз, Охтинская Молочница, Василий-пушкарь — все они нена­вязчиво, тепло сохраняют в па­мяти народной исчезающий об­раз старого Петербурга. Ведь в самом деле, когда-то по улицам города ходили молочницы (я их помню), ездили водовозы, за по­рядком следили городовые, а пушка и сегодня палит с крепост­ного бастиона…

Кстати, памятник Городовому возник по инициативе бывшего начальника ГУВД Анатолия Пониделко. Он, если помните, на короткий период возродил городовых-«краснофуражечников» на Невском проспекте. С уходом Пониделко исчезли и городовые. А памятник появился в послед­ний день его пребывания на пос­ту. Зная, что он уже снят со свое­го поста, Пониделко поставил эффектную точку. Еще один лю­бопытный факт. Благодаря Горо­довому в Петербурге оказался увековечен замечательный ар­тист и кинорежиссер Никита Ми­халков. Именно его черты скульптор Альберт Чаркин при­дал лицу Городового…

Депутаты, родства не помнящие

— По-вашему, памятники влияют на людей?

— Я верю в незримую связь между старым Петербургом и новым. Здания и памятники соз­дают ауру города. И если эта ау­ра повреждена, а «история за фасадом» забыта, то страдают и современные жители.

Почему в городе столько нере­шенных проблем, а у граждан столько претензий к деятельнос­ти власти, которая с необыкновенной лег­костью санкционирует непопулярные в народе залповые повышения тарифов и т. д.?

Простой ответ: «Выб­рали не тех» — не объясня­ет кризис.

Посмотрите, в каком состоянии у нас находит­ся здание Городской ду­мы. Воздвигнутая в го­ды правления Павла I и Александра I, она под­ражает своей высокой башней ратушам средневековых евро­пейских городов. Думская башня всег­да была симво­лом городского самоуправления. Именно «думская каланча» была главным центром праздничных тор­жеств по случаю 200-летия Петербурга и многих других праздни­ков.

А посмотрите, в каком состоянии оказалось здание Думы в дни 300-летия! Стены сегодня в трещинах, они изъеде­ны языками пожарищ, стыдливо закрыты огромными рекламны­ми плакатами, а часы на башне все время отстают. Мне кажется, в этом есть глубинная связь.

Вот так же, как те часы на башне отс­тают, не поспевают за события­ми и депутаты нынешней Городс­кой думы, избравшие диковин­ное, на американский манер наз­вание для нашего городского му­ниципалитета — «Законодатель­ное собрание Санкт-Петербур­га»…

Или другой пример незримого воздействия памятников на лю­дей — «недоделанный» памятный знак, посвященный первому пе­тербургскому трамваю. На Адми­ралтейском проспекте, в том са­мом месте, откуда в 1907 году отправился в путь первый город­ской трамвай, поставили основа­ние в виде рельсов и диабазового мощения. А информационной доски с надписью о том, что отсю­да началось в 1907 году регуляр­ное движение трамваев в Санкт- Петербурге, до сих пор нет, хотя «Горэлектротранс» заплатил очень большие деньги за проект. Не потому ли так бедствует в го­роде трамвай? В то время как на Западе этот экологически чистый вид транспорта развивается, в загазованном, парализованном пробками Петербурге трамвай, наоборот, исчезает.

Фонарщик караулит Матвиенко

Памятник фонарщику у не горящих фонарей
Памятник фонарщику у не горящих фонарей

— Вообще память воплоща­ется не только в изображени­ях, созданных художником и скульптором. Память че­ловека удерживает об­разы, звуки и даже запахи…

— Совершен­но верно. Поэтому нельзя делать памятни­ки просто камен­ными глыбами. Нужно их оживлять. Возьмем памятник Фонарю на Одесской улице, состоящий из фигуры фонарщика и нескольких старинных фонарей. Изначально существовала идея вечерами за­жигать эти фонари. Но она так и не исполнена.

Мемориальный комплекс превратился в абсурд — памятник Негорящему Фонарю!

А ведь в Петербурге принята программа «Светлый город». У нас подсвечивают все что угод­но: мосты, дворы, крыши, рек­ламные стойки, а вот памятник Фонарю не зажигают. Хотя рядом с ним живет сама Валентина Матвиенко. Представляете, как ей обидно да и страшно, навер­ное, каждый день возвращаться с работы, проходя мимо него­рящих фонарей, во тьме кото­рых прячется силуэт бородатого фонарщика.

А Кота Елисея с Малой Садо­вой каждый день в определен­ное время предполагалось кор­мить: тетенька в чепце должна была высовываться из окна в определенное время и выс­тавлять на карниз блюдце молока и муляж сосиски. Но потом мне сказали: «Это все не­серьезно!» Ну да, несерьезно. Но в городе появилась бы еще одна забавная традиция, которая при­водила бы в восторг туристов и придавала бы пешеходной зоне неповторимый колорит. Сотни фотокамер снимали бы сию тор­жественную процедуру кормле­ния петербургского Кота. По­шел бы турист — а там, глядишь, и валюта!..

Памятник казненному любовнику Екатерины I

Памятник Вильяму Монсу
Памятник Вильяму Монсу

— Существуют ли в Петер­бурге курьезные памятники?

Да, есть один. В Екатерингофском парке в 1820-х годах по проекту Огюста Монферрана установили колонну — так называемый Молвинский столп. Кому он поставлен и зачем, никто толком не знает. На верхушке колонны архи­тектор Монферран хотел ус­тановить золотой шар, но это не было сделано по ти­пичной причине — «за неассигнованием сум­мы»… Существует версия, будто бы еще императрица Екатерина I прика­зала поставить этот знак в па­мять о своем любовнике Вилья­ме Монсе, казненном по приказу Петра. Так что Молвинский столп можно считать уникальным па­мятником любви…

А еще Сергей Борисович Лебе­дев по-прежнему полон идей. Среди них установка во дворах новостроек «павильонов козла», где мужчины могли бы «забивать козла»; установка шуточных па­мятников Дачной мухе (в районе Дачного), Василию Ивановичу и Петьке на улице Чапаева, Добро­му Бармалею из бронзы на Бармалеевой улице, Василию Терки­ну в Веселом Поселке, возрож­дение дореволюционной тради­ции отмечать особой церемони­ей вскрытие Невы… И наконец, самое главное предложение — перенести башню Мира на улицу Мира. Эту французскую штучку, не вписывающуюся в облик Сен­ной площади, все равно собира­ются демонтировать. Так почему бы не переместить башню Мира на улицу-тезку и не поставить, например, во дворе дома 34. Это место в высшей степени симво­лическое. В доме 34 по улице Мира размещается редакция га­зеты «Смена», самой миролюби­вой из всех петербургских газет!

Беседу вел Владлен Чертинов

Статья из газеты «Смена» от 16 марта 2005 года

Сергей Лебедев втравил меня в эпопею со слонами. Благодаря чему не только удалось устроить в Петербурге беспрецедентное событие — прогулку слонов по Дворцовой площади, но и стать свидетелем трагической любви людей и слонов — истории дрессировщика Алексея Корнилова (Дементьева).

Текст-сериал об этом будет опубликован позднее.

Твой дом — тюрьма-2
Как я по заданию редакции на зоне сидел
рекомендую
VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

Памятники — немой укор властям

Петербургские чиновники относятся к прошлому без должного уважения

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email
памятник Анны Иоанновны с арапчонком работы Растрелли
Это странное изваяние на Фонтанке заняло место памятника Анне Иоанновне с арапчонком работы Растрелли

В каждом городе есть свои полезные чудаки. Они часто бывают доставучими, душными. Но их надо терпеть. Потому что общественная польза перевешивает личные неудобства журналиста в общении с такими людьми. Сергей Борисович Лебедев был краеведом Петербурга. Но очень самобытным, почти юродивым. Когда-то он заразил меня идеей вернуть в Петербург — слоновую столицу России — живого слона. Я так проникся ею, что мы почти смогли эту идею осуществить. Мы в газете «Смена» подняли такой слоновый ажиотаж, что губернатор Яковлев при мне дал обещание Юрию Никулину организовать в Петербурге Слоновый двор. А наполнить его слонами должны были знаменитые дрессировщики Корниловы. Слоновый двор стал бы базой их аттракциона. Но Яковлев своего обещания не сдержал. Единственное, что тогда удалось — устроить гуляние слона по Дворцовой площади. Но в то же время многие другие затеи Сергея Борисовича были воплощены в жизнь. Я, чего греха таить, избегал общения с Лебедевым именно из-за его доставучести. Но тем не менее наше сотрудничество продолжалось. Однажды я даже взял у него большое интервью. Когда Сергея Борисовича не стало, мне стало грустно, что он больше не позвонит, не начнет втравливать в какую-нибудь очередную свою авантюру, связанную с достопримечательностями Петербурга. С его уходом одной городской достопримечательностью стало меньше.

Гуляние слонов по Дворцовой площади Гуляние слонов по Дворцовой. Слева направо: дрессировщик Алексей Дементьев (Корнилов) в футболке «Смены», Сергей Лебедев, ваш покорный слуга.

Петербург — памятник под открытым небом. Но в послед­ние годы городские власти де­монстрируют странное отно­шение к историческому насле­дию. Памятники архитектуры приватизируются, сносятся до­ма на Невском проспекте, в са­мые дорогие сердцам петер­буржцев исторические уголки безжалостно вторгается уплот­нительная застройка, на цент­ральных площадях вопреки протестам горожан появляют­ся нелепые, а порой и бестакт­ные сооружения вроде башни Мира или «писающего маль­чика»…
Отношение к памятникам — это отношение к прошлому. Где границы, за которые нельзя пе­реступать? Об этом и многом другом наш сегодняшний разго­вор с СЕРГЕЕМ ЛЕБЕДЕВЫМ — известным краеведом, знатоком истории Петербурга. Благодаря его энергии и инициативе в горо­де появилось множество ориги­нальных памятников: Достоевс­кому на Владимирской площади, Фонарю на Одесской улице, Зай­цу возле Петропавловской кре­пости, Кошкам на карнизах Ма­лой Садовой, Трамваю на Адми­ралтейском проспекте…
Сергей Лебедев историк
Сергей Лебедев с макетом памятника Верной Вороне

Чиновники против Чижика-Пыжика

— Сергей Борисович, в прош­лом году из уст главного худож­ника города приходилось слы­шать заявления о том, что центр Петербурга уже перенасыщен чижиками-пыжиками, фонар­щиками, котами, зайцами и прочими «игровыми» памятни­ками — больше их ставить не бу­дут. Вы разделяете беспокой­ство чиновника? Ведь его слова — это камень в ваш огород.

— Я бы не слишком верил сло­вам чиновников от культуры. Благодаря их «компетентному руководству» со Смольного со­бора, находящегося под самым носом администрации Санкт-Пе­тербурга, падали кресты; клинило после ремонта ангел-флюгер, венчающий шпиль Петропавлов­ского собора. Кто-то был нака­зан за это?

— В середине 90-х у меня на кух­не два года пролежала уже гото­вая мемориальная доска русско­му благотворителю и меценату, купцу-лесопромышленнику Ва­силию Федуловичу Громову. Ее не разрешали устанавливать только потому, что в тексте доски чиновники Комитета по культуре усмотрели крамолу: им понравилось слово «русский» в словосо­четании «русский ку­пец»…

По опросам радио­станций, самым попу­лярным среди петер­бургских памятников считается крохотный Чижик-Пыжик. На вто­ром месте — Кошки, гуля­ющие по карнизам на Малой Садовой улице, а затем — Зайчик у Петро­павловской крепости. В отличие от «многопудья» идолов революции и раз­ного рода «бронзовею­щих деятелей» они жи­вые, «с человеческим ли­цом», несмотря на то что зверюшки. Что в них пло­хого? Многие так называе­мые попсовые памятники отражают душу Петербур­га. Чижик-Пыжик, который водку пил на Фонтанке, — ге­рой известной народной пе­сенки…

Я вот сейчас пытаюсь поставить памятный знак Верной Вороне во дворе дома № 64/11 на углу Невского проспекта и Ка­раванной улицы. Эта пти­ца — живой и реальный го­родской персонаж. Во дворе стоит высокое де­рево, а на нем — гнездо. Каждый житель дома расскажет про то, как эта ворона каждый год прилетает сюда, что­бы вывести воронят в самом центре Петер­бурга. Благодаря это­му гнезду при благоустройстве двора дерево пожалели и не спи­лили. Небольшой памятник Вер­ной Вороне во дворе стал бы ре­альным, народным «знаком признательности», а не очеред­ной чиновничьей затеей, уроду­ющей лицо нашего города.

Манежная площадь — проклятое место

— Приведите, пожалуйста, примеры таких затей.

— Что-то немыслимое тво­рится у нас на Манежной площади. Это какое-то проклятое место для па­мятников.

Монумент писателю Ивану Тургеневу засунули в маленький садик, он ока­зался зажат с четырех сто­рон и ненавещаем. Сама скульптура хорошо исполне­на, она просится на простор, на одну из площадей Петер­бурга. Ведь «новый город» так беден монументальной скульптурой. К тому же по иронии судьбы памятник созда­телю «Муму» сейчас стоит на со­бачьем кладбище — во время вой­ны на этом месте хоронили умерших от голода служебных собак, которых в пустовавшем Михайловском манеже натаски­вали бросаться со взрывчаткой под фашистские танки.

Создатель "Муму" сидит на собачьем кладбище
Создатель «Муму» сидит на собачьем кладбище
В центре Манежной площади несколько десятилетий стоял закладной камень памятника Го­голю. Монумент писателю здесь, однако, не появился, а камень исчез. Вместо Гоголя к 300-летию города при содей­ствии бывшей городской адми­нистрации и по настоянию итальянцев поставили четыре «пристенных» бюста итальянс­ких архитекторов. Хотя они к Манежной площади, за исклю­чением Карла Росси, не имеют никакого отношения.

Зато имеет отношение импера­тор Александр II: в Михайловском манеже он впервые публично прочитал манифест об отмене крепостного права, давший свободу де­сяткам миллионов людей. И что самое главное: в юбилейные дни в Петербурге появился памятник, изображающий царя-освободи­теля. Бронзовую фигуру достави­ли из Киева, но вместо Манежной площади установили на Суворо­вском проспекте, возле здания бывшей Николаевской академии Генерального штаба. Где логика?

Между тем памятник Алекса­ндру II предлагалось установить на Манежной площади еще в конце XIX столетия!

Принц Чарлз важнее Петра I?

— На другом берегу Фонтанки перед православным храмом стоит замерзающий голый мужчина из бронзы. Каким об­разом он там очутился? «На Фонтанке водку пил»?

— Подле бывшей придворной церкви Святых Симеония и Анны, воздвигнутой при императрице Анне, в 2000 году установили памятник, сразу же окрещенный петербуржцами «писающим мальчиком». Там и надпись име­ется, что сие есть «аллегория XXI века». Что этим хотели сказать городские власти — непонятно. На этом месте перед храмом нужно установить памятник им­ператрице Анне Иоанновне с арапчонком, который Растрелли специально создавал для одной из площадей северной столицы. Спрашивается: почему отлитый в бронзе памятник до сих пор сто­ит в Русском музее?

— Много еще таких петер­бургских реликвий, переме­щенных в годы советской власти, до сих пор находятся не на своих местах?

— Их хватает. В ближайшее вре­мя, в год 60-летия Великой Побе­ды, перед майскими торжествами обязательно следует возвратить на свое законное место в Троиц­кий собор Александро-Невской лавры гробницу — серебряную ра­ку — небесного покровителя Санкт-Петербурга, Святого вели­кого князя Александра Невского. Он, кажется, и сегодня находится в одном из танцевальных залов Зимнего дворца.

Не могу найти ответы на такие, например, вопросы: где теперь знаменитая мемориальная доска братьям Елисеевым, которая еще в 90-х годах висела на фаса­де Елисеевского магазина, а за­тем пропала?

На чьей даче сегодня находят­ся два замечательных больших золоченых фонаря, которые де­сятки лет украшали фасад пер­вого этажа здания торгового до­ма «Штоль и Шмидт» на Малой Морской улице?

Где десятки старинных, под­линных фонарей Невского прос­пекта — ценнейшие памятники старинной техники, исчезнувшие во время реконструкции прос­пекта в 2001 году? Каждый из них стоил не одну тысячу долларов!..

Любопытно: в «Гостином дво­ре» имеется памятный знак в честь посещения магазина анг­лийским принцем Чарлзом, но в то же время в Петербурге нет ме­мориальных досок на зданиях, в которых жили и скончались рос­сийские монархи. Между тем в Лондоне, например, не так давно была установлена доска Петру I на доме, в котором он останав­ливался во время Великого по­сольства…

В Питере увековечен Никита Михалков

— Памятники, по-вашему, призваны напоминать о прош­лом?

— Для того они и ставятся. Во­пиющий случай — судьба витра­жа в наземном вестибюле стан­ции метро «Гостиный двор». Этот витраж стоимостью при­мерно миллион долларов — па­мятник истории культуры и иску­сства, но он сегодня заставлен рекламным экраном и торговы­ми павильонами. Возможно, так поступили потому, что на нем изображены непопулярные по нынешним временам события — расстрел Временным прави­тельством июльской демон­страции 1917 года на перекре­стке Невского проспекта и Са­довой улицы.

Если бы современные бизнес­мены и чиновники думали не только о деньгах и отнеслись к витражу более почтительно, они бы не попали впросак с монети­зацией. Для многих из них стали шоком выступления людей, пе­рекрывших Невский проспект. Причем перекрытие произошло в том же самом месте, где была расстреляна июльская демон­страция — этот перекресток во все времена как магнитом притя­гивал митингующих. Витраж мог бы служить городским властям отличным напоминанием о том, что с населением делать можно, а чего нельзя. Для того и нужны памятники, чтобы НАПОМИНАТЬ!

— Ну а памятники, которые появились не без вашего учас­тия, разве они напоминают о чем-нибудь? По-моему, так просто развлекают.

— Не согласен. Прежде всего они «греют душу». Зайчик возле Петропавловки напоминает о том, что крепость построена на Заячьем острове и в городе до сих пор происходят наводнения. Фотограф на Малой Садовой, Фонарщик на Одесской, а также стоящие в том же ряду, но выдуманные другими петербуржцами Водовоз, Охтинская Молочница, Василий-пушкарь — все они нена­вязчиво, тепло сохраняют в па­мяти народной исчезающий об­раз старого Петербурга. Ведь в самом деле, когда-то по улицам города ходили молочницы (я их помню), ездили водовозы, за по­рядком следили городовые, а пушка и сегодня палит с крепост­ного бастиона…

Кстати, памятник Городовому возник по инициативе бывшего начальника ГУВД Анатолия Пониделко. Он, если помните, на короткий период возродил городовых-«краснофуражечников» на Невском проспекте. С уходом Пониделко исчезли и городовые. А памятник появился в послед­ний день его пребывания на пос­ту. Зная, что он уже снят со свое­го поста, Пониделко поставил эффектную точку. Еще один лю­бопытный факт. Благодаря Горо­довому в Петербурге оказался увековечен замечательный ар­тист и кинорежиссер Никита Ми­халков. Именно его черты скульптор Альберт Чаркин при­дал лицу Городового…

Депутаты, родства не помнящие

— По-вашему, памятники влияют на людей?

— Я верю в незримую связь между старым Петербургом и новым. Здания и памятники соз­дают ауру города. И если эта ау­ра повреждена, а «история за фасадом» забыта, то страдают и современные жители.

Почему в городе столько нере­шенных проблем, а у граждан столько претензий к деятельнос­ти власти, которая с необыкновенной лег­костью санкционирует непопулярные в народе залповые повышения тарифов и т. д.?

Простой ответ: «Выб­рали не тех» — не объясня­ет кризис.

Посмотрите, в каком состоянии у нас находит­ся здание Городской ду­мы. Воздвигнутая в го­ды правления Павла I и Александра I, она под­ражает своей высокой башней ратушам средневековых евро­пейских городов. Думская башня всег­да была симво­лом городского самоуправления. Именно «думская каланча» была главным центром праздничных тор­жеств по случаю 200-летия Петербурга и многих других праздни­ков.

А посмотрите, в каком состоянии оказалось здание Думы в дни 300-летия! Стены сегодня в трещинах, они изъеде­ны языками пожарищ, стыдливо закрыты огромными рекламны­ми плакатами, а часы на башне все время отстают. Мне кажется, в этом есть глубинная связь.

Вот так же, как те часы на башне отс­тают, не поспевают за события­ми и депутаты нынешней Городс­кой думы, избравшие диковин­ное, на американский манер наз­вание для нашего городского му­ниципалитета — «Законодатель­ное собрание Санкт-Петербур­га»…

Или другой пример незримого воздействия памятников на лю­дей — «недоделанный» памятный знак, посвященный первому пе­тербургскому трамваю. На Адми­ралтейском проспекте, в том са­мом месте, откуда в 1907 году отправился в путь первый город­ской трамвай, поставили основа­ние в виде рельсов и диабазового мощения. А информационной доски с надписью о том, что отсю­да началось в 1907 году регуляр­ное движение трамваев в Санкт- Петербурге, до сих пор нет, хотя «Горэлектротранс» заплатил очень большие деньги за проект. Не потому ли так бедствует в го­роде трамвай? В то время как на Западе этот экологически чистый вид транспорта развивается, в загазованном, парализованном пробками Петербурге трамвай, наоборот, исчезает.

Фонарщик караулит Матвиенко

Памятник фонарщику у не горящих фонарей
Памятник фонарщику у не горящих фонарей

— Вообще память воплоща­ется не только в изображени­ях, созданных художником и скульптором. Память че­ловека удерживает об­разы, звуки и даже запахи…

— Совершен­но верно. Поэтому нельзя делать памятни­ки просто камен­ными глыбами. Нужно их оживлять. Возьмем памятник Фонарю на Одесской улице, состоящий из фигуры фонарщика и нескольких старинных фонарей. Изначально существовала идея вечерами за­жигать эти фонари. Но она так и не исполнена.

Мемориальный комплекс превратился в абсурд — памятник Негорящему Фонарю!

А ведь в Петербурге принята программа «Светлый город». У нас подсвечивают все что угод­но: мосты, дворы, крыши, рек­ламные стойки, а вот памятник Фонарю не зажигают. Хотя рядом с ним живет сама Валентина Матвиенко. Представляете, как ей обидно да и страшно, навер­ное, каждый день возвращаться с работы, проходя мимо него­рящих фонарей, во тьме кото­рых прячется силуэт бородатого фонарщика.

А Кота Елисея с Малой Садо­вой каждый день в определен­ное время предполагалось кор­мить: тетенька в чепце должна была высовываться из окна в определенное время и выс­тавлять на карниз блюдце молока и муляж сосиски. Но потом мне сказали: «Это все не­серьезно!» Ну да, несерьезно. Но в городе появилась бы еще одна забавная традиция, которая при­водила бы в восторг туристов и придавала бы пешеходной зоне неповторимый колорит. Сотни фотокамер снимали бы сию тор­жественную процедуру кормле­ния петербургского Кота. По­шел бы турист — а там, глядишь, и валюта!..

Памятник казненному любовнику Екатерины I

Памятник Вильяму Монсу
Памятник Вильяму Монсу

— Существуют ли в Петер­бурге курьезные памятники?

Да, есть один. В Екатерингофском парке в 1820-х годах по проекту Огюста Монферрана установили колонну — так называемый Молвинский столп. Кому он поставлен и зачем, никто толком не знает. На верхушке колонны архи­тектор Монферран хотел ус­тановить золотой шар, но это не было сделано по ти­пичной причине — «за неассигнованием сум­мы»… Существует версия, будто бы еще императрица Екатерина I прика­зала поставить этот знак в па­мять о своем любовнике Вилья­ме Монсе, казненном по приказу Петра. Так что Молвинский столп можно считать уникальным па­мятником любви…

А еще Сергей Борисович Лебе­дев по-прежнему полон идей. Среди них установка во дворах новостроек «павильонов козла», где мужчины могли бы «забивать козла»; установка шуточных па­мятников Дачной мухе (в районе Дачного), Василию Ивановичу и Петьке на улице Чапаева, Добро­му Бармалею из бронзы на Бармалеевой улице, Василию Терки­ну в Веселом Поселке, возрож­дение дореволюционной тради­ции отмечать особой церемони­ей вскрытие Невы… И наконец, самое главное предложение — перенести башню Мира на улицу Мира. Эту французскую штучку, не вписывающуюся в облик Сен­ной площади, все равно собира­ются демонтировать. Так почему бы не переместить башню Мира на улицу-тезку и не поставить, например, во дворе дома 34. Это место в высшей степени симво­лическое. В доме 34 по улице Мира размещается редакция га­зеты «Смена», самой миролюби­вой из всех петербургских газет!

Беседу вел Владлен Чертинов

Статья из газеты «Смена» от 16 марта 2005 года

Сергей Лебедев втравил меня в эпопею со слонами. Благодаря чему не только удалось устроить в Петербурге беспрецедентное событие — прогулку слонов по Дворцовой площади, но и стать свидетелем трагической любви людей и слонов — истории дрессировщика Алексея Корнилова (Дементьева).

Текст-сериал об этом будет опубликован позднее.

Твой дом — тюрьма-2
Как я по заданию редакции на зоне сидел
рекомендую
VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

ТОП
Новое в моем блоге
Мои книги
Previous slide
Next slide

Памятники — немой укор властям

Петербургские чиновники относятся к прошлому без должного уважения

памятник Анны Иоанновны с арапчонком работы Растрелли
Это странное изваяние на Фонтанке заняло место памятника Анне Иоанновне с арапчонком работы Растрелли

В каждом городе есть свои полезные чудаки. Они часто бывают доставучими, душными. Но их надо терпеть. Потому что общественная польза перевешивает личные неудобства журналиста в общении с такими людьми. Сергей Борисович Лебедев был краеведом Петербурга. Но очень самобытным, почти юродивым. Когда-то он заразил меня идеей вернуть в Петербург — слоновую столицу России — живого слона. Я так проникся ею, что мы почти смогли эту идею осуществить. Мы в газете «Смена» подняли такой слоновый ажиотаж, что губернатор Яковлев при мне дал обещание Юрию Никулину организовать в Петербурге Слоновый двор. А наполнить его слонами должны были знаменитые дрессировщики Корниловы. Слоновый двор стал бы базой их аттракциона. Но Яковлев своего обещания не сдержал. Единственное, что тогда удалось — устроить гуляние слона по Дворцовой площади. Но в то же время многие другие затеи Сергея Борисовича были воплощены в жизнь. Я, чего греха таить, избегал общения с Лебедевым именно из-за его доставучести. Но тем не менее наше сотрудничество продолжалось. Однажды я даже взял у него большое интервью. Когда Сергея Борисовича не стало, мне стало грустно, что он больше не позвонит, не начнет втравливать в какую-нибудь очередную свою авантюру, связанную с достопримечательностями Петербурга. С его уходом одной городской достопримечательностью стало меньше.

Гуляние слонов по Дворцовой площади Гуляние слонов по Дворцовой. Слева направо: дрессировщик Алексей Дементьев (Корнилов) в футболке «Смены», Сергей Лебедев, ваш покорный слуга.

Петербург — памятник под открытым небом. Но в послед­ние годы городские власти де­монстрируют странное отно­шение к историческому насле­дию. Памятники архитектуры приватизируются, сносятся до­ма на Невском проспекте, в са­мые дорогие сердцам петер­буржцев исторические уголки безжалостно вторгается уплот­нительная застройка, на цент­ральных площадях вопреки протестам горожан появляют­ся нелепые, а порой и бестакт­ные сооружения вроде башни Мира или «писающего маль­чика»…
Отношение к памятникам — это отношение к прошлому. Где границы, за которые нельзя пе­реступать? Об этом и многом другом наш сегодняшний разго­вор с СЕРГЕЕМ ЛЕБЕДЕВЫМ — известным краеведом, знатоком истории Петербурга. Благодаря его энергии и инициативе в горо­де появилось множество ориги­нальных памятников: Достоевс­кому на Владимирской площади, Фонарю на Одесской улице, Зай­цу возле Петропавловской кре­пости, Кошкам на карнизах Ма­лой Садовой, Трамваю на Адми­ралтейском проспекте…
Сергей Лебедев историк
Сергей Лебедев с макетом памятника Верной Вороне

Чиновники против Чижика-Пыжика

— Сергей Борисович, в прош­лом году из уст главного худож­ника города приходилось слы­шать заявления о том, что центр Петербурга уже перенасыщен чижиками-пыжиками, фонар­щиками, котами, зайцами и прочими «игровыми» памятни­ками — больше их ставить не бу­дут. Вы разделяете беспокой­ство чиновника? Ведь его слова — это камень в ваш огород.

— Я бы не слишком верил сло­вам чиновников от культуры. Благодаря их «компетентному руководству» со Смольного со­бора, находящегося под самым носом администрации Санкт-Пе­тербурга, падали кресты; клинило после ремонта ангел-флюгер, венчающий шпиль Петропавлов­ского собора. Кто-то был нака­зан за это?

— В середине 90-х у меня на кух­не два года пролежала уже гото­вая мемориальная доска русско­му благотворителю и меценату, купцу-лесопромышленнику Ва­силию Федуловичу Громову. Ее не разрешали устанавливать только потому, что в тексте доски чиновники Комитета по культуре усмотрели крамолу: им понравилось слово «русский» в словосо­четании «русский ку­пец»…

По опросам радио­станций, самым попу­лярным среди петер­бургских памятников считается крохотный Чижик-Пыжик. На вто­ром месте — Кошки, гуля­ющие по карнизам на Малой Садовой улице, а затем — Зайчик у Петро­павловской крепости. В отличие от «многопудья» идолов революции и раз­ного рода «бронзовею­щих деятелей» они жи­вые, «с человеческим ли­цом», несмотря на то что зверюшки. Что в них пло­хого? Многие так называе­мые попсовые памятники отражают душу Петербур­га. Чижик-Пыжик, который водку пил на Фонтанке, — ге­рой известной народной пе­сенки…

Я вот сейчас пытаюсь поставить памятный знак Верной Вороне во дворе дома № 64/11 на углу Невского проспекта и Ка­раванной улицы. Эта пти­ца — живой и реальный го­родской персонаж. Во дворе стоит высокое де­рево, а на нем — гнездо. Каждый житель дома расскажет про то, как эта ворона каждый год прилетает сюда, что­бы вывести воронят в самом центре Петер­бурга. Благодаря это­му гнезду при благоустройстве двора дерево пожалели и не спи­лили. Небольшой памятник Вер­ной Вороне во дворе стал бы ре­альным, народным «знаком признательности», а не очеред­ной чиновничьей затеей, уроду­ющей лицо нашего города.

Манежная площадь — проклятое место

— Приведите, пожалуйста, примеры таких затей.

— Что-то немыслимое тво­рится у нас на Манежной площади. Это какое-то проклятое место для па­мятников.

Монумент писателю Ивану Тургеневу засунули в маленький садик, он ока­зался зажат с четырех сто­рон и ненавещаем. Сама скульптура хорошо исполне­на, она просится на простор, на одну из площадей Петер­бурга. Ведь «новый город» так беден монументальной скульптурой. К тому же по иронии судьбы памятник созда­телю «Муму» сейчас стоит на со­бачьем кладбище — во время вой­ны на этом месте хоронили умерших от голода служебных собак, которых в пустовавшем Михайловском манеже натаски­вали бросаться со взрывчаткой под фашистские танки.

Создатель "Муму" сидит на собачьем кладбище
Создатель «Муму» сидит на собачьем кладбище
В центре Манежной площади несколько десятилетий стоял закладной камень памятника Го­голю. Монумент писателю здесь, однако, не появился, а камень исчез. Вместо Гоголя к 300-летию города при содей­ствии бывшей городской адми­нистрации и по настоянию итальянцев поставили четыре «пристенных» бюста итальянс­ких архитекторов. Хотя они к Манежной площади, за исклю­чением Карла Росси, не имеют никакого отношения.

Зато имеет отношение импера­тор Александр II: в Михайловском манеже он впервые публично прочитал манифест об отмене крепостного права, давший свободу де­сяткам миллионов людей. И что самое главное: в юбилейные дни в Петербурге появился памятник, изображающий царя-освободи­теля. Бронзовую фигуру достави­ли из Киева, но вместо Манежной площади установили на Суворо­вском проспекте, возле здания бывшей Николаевской академии Генерального штаба. Где логика?

Между тем памятник Алекса­ндру II предлагалось установить на Манежной площади еще в конце XIX столетия!

Принц Чарлз важнее Петра I?

— На другом берегу Фонтанки перед православным храмом стоит замерзающий голый мужчина из бронзы. Каким об­разом он там очутился? «На Фонтанке водку пил»?

— Подле бывшей придворной церкви Святых Симеония и Анны, воздвигнутой при императрице Анне, в 2000 году установили памятник, сразу же окрещенный петербуржцами «писающим мальчиком». Там и надпись име­ется, что сие есть «аллегория XXI века». Что этим хотели сказать городские власти — непонятно. На этом месте перед храмом нужно установить памятник им­ператрице Анне Иоанновне с арапчонком, который Растрелли специально создавал для одной из площадей северной столицы. Спрашивается: почему отлитый в бронзе памятник до сих пор сто­ит в Русском музее?

— Много еще таких петер­бургских реликвий, переме­щенных в годы советской власти, до сих пор находятся не на своих местах?

— Их хватает. В ближайшее вре­мя, в год 60-летия Великой Побе­ды, перед майскими торжествами обязательно следует возвратить на свое законное место в Троиц­кий собор Александро-Невской лавры гробницу — серебряную ра­ку — небесного покровителя Санкт-Петербурга, Святого вели­кого князя Александра Невского. Он, кажется, и сегодня находится в одном из танцевальных залов Зимнего дворца.

Не могу найти ответы на такие, например, вопросы: где теперь знаменитая мемориальная доска братьям Елисеевым, которая еще в 90-х годах висела на фаса­де Елисеевского магазина, а за­тем пропала?

На чьей даче сегодня находят­ся два замечательных больших золоченых фонаря, которые де­сятки лет украшали фасад пер­вого этажа здания торгового до­ма «Штоль и Шмидт» на Малой Морской улице?

Где десятки старинных, под­линных фонарей Невского прос­пекта — ценнейшие памятники старинной техники, исчезнувшие во время реконструкции прос­пекта в 2001 году? Каждый из них стоил не одну тысячу долларов!..

Любопытно: в «Гостином дво­ре» имеется памятный знак в честь посещения магазина анг­лийским принцем Чарлзом, но в то же время в Петербурге нет ме­мориальных досок на зданиях, в которых жили и скончались рос­сийские монархи. Между тем в Лондоне, например, не так давно была установлена доска Петру I на доме, в котором он останав­ливался во время Великого по­сольства…

В Питере увековечен Никита Михалков

— Памятники, по-вашему, призваны напоминать о прош­лом?

— Для того они и ставятся. Во­пиющий случай — судьба витра­жа в наземном вестибюле стан­ции метро «Гостиный двор». Этот витраж стоимостью при­мерно миллион долларов — па­мятник истории культуры и иску­сства, но он сегодня заставлен рекламным экраном и торговы­ми павильонами. Возможно, так поступили потому, что на нем изображены непопулярные по нынешним временам события — расстрел Временным прави­тельством июльской демон­страции 1917 года на перекре­стке Невского проспекта и Са­довой улицы.

Если бы современные бизнес­мены и чиновники думали не только о деньгах и отнеслись к витражу более почтительно, они бы не попали впросак с монети­зацией. Для многих из них стали шоком выступления людей, пе­рекрывших Невский проспект. Причем перекрытие произошло в том же самом месте, где была расстреляна июльская демон­страция — этот перекресток во все времена как магнитом притя­гивал митингующих. Витраж мог бы служить городским властям отличным напоминанием о том, что с населением делать можно, а чего нельзя. Для того и нужны памятники, чтобы НАПОМИНАТЬ!

— Ну а памятники, которые появились не без вашего учас­тия, разве они напоминают о чем-нибудь? По-моему, так просто развлекают.

— Не согласен. Прежде всего они «греют душу». Зайчик возле Петропавловки напоминает о том, что крепость построена на Заячьем острове и в городе до сих пор происходят наводнения. Фотограф на Малой Садовой, Фонарщик на Одесской, а также стоящие в том же ряду, но выдуманные другими петербуржцами Водовоз, Охтинская Молочница, Василий-пушкарь — все они нена­вязчиво, тепло сохраняют в па­мяти народной исчезающий об­раз старого Петербурга. Ведь в самом деле, когда-то по улицам города ходили молочницы (я их помню), ездили водовозы, за по­рядком следили городовые, а пушка и сегодня палит с крепост­ного бастиона…

Кстати, памятник Городовому возник по инициативе бывшего начальника ГУВД Анатолия Пониделко. Он, если помните, на короткий период возродил городовых-«краснофуражечников» на Невском проспекте. С уходом Пониделко исчезли и городовые. А памятник появился в послед­ний день его пребывания на пос­ту. Зная, что он уже снят со свое­го поста, Пониделко поставил эффектную точку. Еще один лю­бопытный факт. Благодаря Горо­довому в Петербурге оказался увековечен замечательный ар­тист и кинорежиссер Никита Ми­халков. Именно его черты скульптор Альберт Чаркин при­дал лицу Городового…

Депутаты, родства не помнящие

— По-вашему, памятники влияют на людей?

— Я верю в незримую связь между старым Петербургом и новым. Здания и памятники соз­дают ауру города. И если эта ау­ра повреждена, а «история за фасадом» забыта, то страдают и современные жители.

Почему в городе столько нере­шенных проблем, а у граждан столько претензий к деятельнос­ти власти, которая с необыкновенной лег­костью санкционирует непопулярные в народе залповые повышения тарифов и т. д.?

Простой ответ: «Выб­рали не тех» — не объясня­ет кризис.

Посмотрите, в каком состоянии у нас находит­ся здание Городской ду­мы. Воздвигнутая в го­ды правления Павла I и Александра I, она под­ражает своей высокой башней ратушам средневековых евро­пейских городов. Думская башня всег­да была симво­лом городского самоуправления. Именно «думская каланча» была главным центром праздничных тор­жеств по случаю 200-летия Петербурга и многих других праздни­ков.

А посмотрите, в каком состоянии оказалось здание Думы в дни 300-летия! Стены сегодня в трещинах, они изъеде­ны языками пожарищ, стыдливо закрыты огромными рекламны­ми плакатами, а часы на башне все время отстают. Мне кажется, в этом есть глубинная связь.

Вот так же, как те часы на башне отс­тают, не поспевают за события­ми и депутаты нынешней Городс­кой думы, избравшие диковин­ное, на американский манер наз­вание для нашего городского му­ниципалитета — «Законодатель­ное собрание Санкт-Петербур­га»…

Или другой пример незримого воздействия памятников на лю­дей — «недоделанный» памятный знак, посвященный первому пе­тербургскому трамваю. На Адми­ралтейском проспекте, в том са­мом месте, откуда в 1907 году отправился в путь первый город­ской трамвай, поставили основа­ние в виде рельсов и диабазового мощения. А информационной доски с надписью о том, что отсю­да началось в 1907 году регуляр­ное движение трамваев в Санкт- Петербурге, до сих пор нет, хотя «Горэлектротранс» заплатил очень большие деньги за проект. Не потому ли так бедствует в го­роде трамвай? В то время как на Западе этот экологически чистый вид транспорта развивается, в загазованном, парализованном пробками Петербурге трамвай, наоборот, исчезает.

Фонарщик караулит Матвиенко

Памятник фонарщику у не горящих фонарей
Памятник фонарщику у не горящих фонарей

— Вообще память воплоща­ется не только в изображени­ях, созданных художником и скульптором. Память че­ловека удерживает об­разы, звуки и даже запахи…

— Совершен­но верно. Поэтому нельзя делать памятни­ки просто камен­ными глыбами. Нужно их оживлять. Возьмем памятник Фонарю на Одесской улице, состоящий из фигуры фонарщика и нескольких старинных фонарей. Изначально существовала идея вечерами за­жигать эти фонари. Но она так и не исполнена.

Мемориальный комплекс превратился в абсурд — памятник Негорящему Фонарю!

А ведь в Петербурге принята программа «Светлый город». У нас подсвечивают все что угод­но: мосты, дворы, крыши, рек­ламные стойки, а вот памятник Фонарю не зажигают. Хотя рядом с ним живет сама Валентина Матвиенко. Представляете, как ей обидно да и страшно, навер­ное, каждый день возвращаться с работы, проходя мимо него­рящих фонарей, во тьме кото­рых прячется силуэт бородатого фонарщика.

А Кота Елисея с Малой Садо­вой каждый день в определен­ное время предполагалось кор­мить: тетенька в чепце должна была высовываться из окна в определенное время и выс­тавлять на карниз блюдце молока и муляж сосиски. Но потом мне сказали: «Это все не­серьезно!» Ну да, несерьезно. Но в городе появилась бы еще одна забавная традиция, которая при­водила бы в восторг туристов и придавала бы пешеходной зоне неповторимый колорит. Сотни фотокамер снимали бы сию тор­жественную процедуру кормле­ния петербургского Кота. По­шел бы турист — а там, глядишь, и валюта!..

Памятник казненному любовнику Екатерины I

Памятник Вильяму Монсу
Памятник Вильяму Монсу

— Существуют ли в Петер­бурге курьезные памятники?

Да, есть один. В Екатерингофском парке в 1820-х годах по проекту Огюста Монферрана установили колонну — так называемый Молвинский столп. Кому он поставлен и зачем, никто толком не знает. На верхушке колонны архи­тектор Монферран хотел ус­тановить золотой шар, но это не было сделано по ти­пичной причине — «за неассигнованием сум­мы»… Существует версия, будто бы еще императрица Екатерина I прика­зала поставить этот знак в па­мять о своем любовнике Вилья­ме Монсе, казненном по приказу Петра. Так что Молвинский столп можно считать уникальным па­мятником любви…

А еще Сергей Борисович Лебе­дев по-прежнему полон идей. Среди них установка во дворах новостроек «павильонов козла», где мужчины могли бы «забивать козла»; установка шуточных па­мятников Дачной мухе (в районе Дачного), Василию Ивановичу и Петьке на улице Чапаева, Добро­му Бармалею из бронзы на Бармалеевой улице, Василию Терки­ну в Веселом Поселке, возрож­дение дореволюционной тради­ции отмечать особой церемони­ей вскрытие Невы… И наконец, самое главное предложение — перенести башню Мира на улицу Мира. Эту французскую штучку, не вписывающуюся в облик Сен­ной площади, все равно собира­ются демонтировать. Так почему бы не переместить башню Мира на улицу-тезку и не поставить, например, во дворе дома 34. Это место в высшей степени симво­лическое. В доме 34 по улице Мира размещается редакция га­зеты «Смена», самой миролюби­вой из всех петербургских газет!

Беседу вел Владлен Чертинов

Статья из газеты «Смена» от 16 марта 2005 года

Сергей Лебедев втравил меня в эпопею со слонами. Благодаря чему не только удалось устроить в Петербурге беспрецедентное событие — прогулку слонов по Дворцовой площади, но и стать свидетелем трагической любви людей и слонов — истории дрессировщика Алексея Корнилова (Дементьева).

Текст-сериал об этом будет опубликован позднее.

Твой дом — тюрьма-2
Как я по заданию редакции на зоне сидел
рекомендую
Поделиться

Добавить комментарий

ТОП
Новое в моем блоге
Мои книги
Previous slide
Next slide

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем