Как в Питере сажали президентов

Откровения последнего генерального директора аэропорта Пулково Бориса Демченко

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в email
Email
Борис Демченко "Пулково"й
Директор аэропорта Пулково Борис Демченко при жизни не раз давал интервью. Только все они были протокольные, неинтересные. Единственное нормальное и в чем-то даже сенсационное он дал мне. Так уже вышло. Мы тогда помогали аэропорту, где Демченко уже не работал, выпускать корпоративную газету. Ну и дали мне там контакт Демченко. А он, надо заметить, ушел из Пулково с обидой — при Валентине Матвиенко огромное авиапредприятие раздербанили на несколько частей. Демченко этому сопротивлялся, и его выдавили. Но в 2012 году аэропорту исполнялось 80 лет и меня попросили встретиться с ним, чтобы он сказал несколько теплых слов коллективу по этому случаю. Так и приехал к нему на дачу. Ну и как-то разговорились… Я когда-то был его подчиненным — работал в молодости авиатехником в Пулково, а Демченко руководил Авиационно-технической базой. Я его не любил. Мне казалось, он грубо общается с трудовым коллективом. Помню, на какой-то встрече с молодыми специалистами Демченко обрывал и отбривал тех из нас, кто брал слово и пытался говорить о каких-то проблемах… Но спустя много лет, снова увидев его уже пенсионером, и разговорившись, я изменил мнение о Борисе Григорьевиче. Он был человеком резким, но прямым и открытым. Я сам примерно такой, мы прониклись друг к другу, и он много чего мне рассказал. Особенно, запомнилась его встреча с Ельциным. Очень красноречивый эпизод. Ну и про то, как он построил трехэтажный дом на деньги, вырученные от продажи импортных телевизора и видеомагниофона. Во времена были! И еще запомнилось разочарование Демченко от своего, можно так сказать, жизненного финала. Человек-махина, до 2004 года руководивший крупнейшим авиакластером в России, с горечью показывал мне палочкой (ходил он уже с трудом) на свои два дома: «Вот и все, что у меня есть!». Понятное дело, многие люди в России назвали бы и это хоромами, но по сравнению с олигархами, в число которых Демченко так и не успел войти, его владения, действительно, были «нищебродскими». Помню, возвращаясь от него, думал о том, что журналистская профессия похожа на машину времени — иногда дарит удивительные встречи с прошлым. Судьба через много лет снова свела меня с бывшим грозным начальником, который, казалось, достиг больших высот в жизни, но в конце ее превратился в больного обиженного пенсионера. А вскоре после нашей встречи Бориса Григорьевича не стало. Так что мое интервью с ним оказалось последним, а если оценивать его содержательную часть, то по сути и единственным.
24 июня исполняется 80 лет аэропорту Пулково. Полвека проработал в нем Борис Демченко. Причем 17 лет он это авиапредприятие возглавлял. При Демченко Пулково было не то, что теперь: в его структуру входили и аэропорт, и авиакомпания со своими самолетами, и еще много служб. И даже авиагородок с 20 тысячами жителей тоже был на балансе Пулково. Борис Демченко руководил всем этим огромным авиационным хозяйством в самое трудное и переломное время — с 1987 по 2004 год. Он уверенно провел Пулково через лихие 90-е, построил в аэропорту новый современный грузовой терминал. И не давал большую сильную компанию делить и дробить. Демченко обеспечил бесперебойную работу аэропорта во время празднования 300-летия Петербурга, встретив и отправив 60 лидеров разных стран. Получил за это орден и вскоре ушел. Ему исполнилось 70 лет, и по закону о госпредприятиях продлить срок его полномочий мог только президент своим указом. И тот давал согласие, но Демченко сказал сам себе: «Хватит!» Он стал последним генеральным директором Пулково. После него на этой должности сменились 6 директоров, но все они были с приставкой «и. о.», а потом авиапредприятие и вовсе раздробилось на части.

…Прямо над дачей Демченко сегодня заходят на разворот самолеты, гул которых напоминает Борису Григорьевичу о деле всей жизни. Накануне юбилея аэропорта он рассказал несколько малоизвестных историй из отдаленного и недавнего прошлого Пулково, да и всей страны.

Исчезновение Де Голля

Шарль Де Голль в СССР
Шарль Де Голль в СССР
— В 1966 году совершал поездку по СССР президент Франции Шарль де Голль. Он вылетел в Ленинград из Новосибирска — по телевизору показали, как с ним в самолет садится председатель Верховного Совета СССР Подгорный. Но в расчетное время борт к нам так и не прибыл. Самолет сопровождения сел, а Де Голля с Подгорным все нет. Пропал! Все шепчутся. Волнуются. Никто ничего не понимает. Самолет появился только спустя 1,5 часа. Но по трапу вместе с Де Голлем спустился не Подгорный, а председатель Совета министров Косыгин. Как можно было в воздухе поменять одного на другого? Потом выяснилось, что, вылетев из Новосибирска, самолет тайно сел на Байконуре. Де Голлю там показали запуск баллистической ракеты, и он полетел дальше уже без Подгорного, но с Косыгиным. Никаких официальных сообщений об этой части визита не было.

Никсон в апельсинах

Визит Ричарда Никсона в СССР
Визит Ричарда Никсона в СССР
Никсон в апельсинах- В 1972 году в Ленинград прилетал Никсон. Это был первый в истории визит в наш город президента США. На меня, в то время заместителя главного инженера Авиационно-технической базы, возложили ответственность за организацию его встречи на перроне аэропорта. Полмесяца строили разные потемкинские деревни. На летном поле была рассредоточена, наверное, целая дивизия. В кустах и деревьях разместили зенитки и пулеметы, а от полевых кухонь весь аэродром был в дыму. По периметру всей территории, вдоль полосы и рулежных дорожек, выстроились цепи солдат с винтовками. А вокруг стоянки, на которую должен был зарулить самолет Никсона, они стояли еще плотнее — локоть к локтю. Едва Никсон сошел по трапу, его сразу окружили живым щитом. В Ленинградском аэропорту все прошло безукоризненно. Никсон по возвращении даже заявил в шутку на брифинге: «Наши спецслужбы должны поехать в Ленинград и поучиться там, как охранять американского президента». Нас даже хотели представить к орденам. Но передумали. Потому что в Киеве, куда Никсон летал после нас, случился казус. У его самолета не запустился двигатель. Никсона попросили перейти на другой борт. А поскольку весь провиант был в одном экземпляре, контейнеры с продуктами начали срочно перетаскивать. Один из них раскрылся, и из него по всей стоянке раскатились апельсины. Их бросились собирать и хотели уже нести Никсону, но потом сообразили, что как-то неудобно предлагать президенту США апельсины, валявшиеся на асфальте.

Двуликий Ельцин

— В первый раз я встретился с Ельциным весной 1990 года. Он, будучи еще председателем Верховного Совета России, возвращался из Испании. Его самолет там совершил жесткую посадку, сообщалось, что Ельцин получил травму позвоночника. Я на всякий случай подал к трапу санитарный «Рафик» с носилками, но Ельцин его проигнорировал — сел с пассажирами в общий автобус. Встречаю его. Предлагаю выпить по чашке кофе. А в зале прилета уже народу: корреспонденты, демократы, Белла Куркова… Поднимаемся к депутатскому залу. Ельцин увидел вывеску: «Зал для депутатов Верховного Совета СССР и союзных республик». И строго спрашивает при всех: «Куда ты меня привел?» Не знаю, чем уж так вывеска ему не понравилась, но только он демонстративно в зал не зашел. Велел сразу вести его к машине…

В ту пору Ельцин еще создавал себе имидж борца с привилегиями, поэтому и устраивал такие спектакли. Но уже меньше чем через год в Пулково пожаловал совсем другой Ельцин. Зимой 91-го он отправился в Таллин поддержать эстонских националистов в пику руководству СССР. А когда собирался возвращаться в Москву, ему передали, что в Таллинском аэропорту готовится теракт. Тогда Ельцин развернул свой кортеж и поехал со свитой на машинах до Ленинграда.

— В 4 утра раздается звонок: «Ельцин едет в „Пулково“, откуда должен вылететь на Москву». Я — в машину и в аэропорт. Приезжаю, а все холодильники в ресторанах закрыты. Кроме одного, в котором только докторская колбаса. И тут как раз подъезжают три «Волги». Обращаюсь к Ельцину: «В этот-то раз кофейку попьете?» Он: «А у тебя что, кроме кофе, ничего нет?» Снова идем в депутатский зал. Он уже не возмущается и никаких вопросов насчет вывески не задает. Садимся за стол. Мы с Ельциным с краю друг против друга. Все остальные — подальше, три ближайших к нам стула никто не занимает — наверное, был у них такой особенный этикет. Коржаков порубал колбасу на толстые кривые шматки. Я достаю бутылку коньяка и высокие 250-граммовые фужеры с белой серебряной каемочкой. Наливаю Ельцину треть фужера. Молчит. Наливаю пол-фужера. Молчит. И тогда я лью ему и себе уже под самую каемочку. В этот момент он вдруг меня спрашивает: «Как у тебя моральный климат в коллективе?» Отвечаю: «Борис Николаевич, за вас здесь все пойдут в бой. И моральный климат у нас отличный: никаких забастовок, никаких высказываний». Он мне: «Молодец. Ты хороший мужик!» Берет фужер. И мы с ним по 250 грамм коньяка за один раз выпиваем. Он снова спрашивает: «А у тебя что, больше нет?» А чего нет — пойди догадайся. Мне на всякий случай подают еще бутылку, а официанты заносят, наконец, два больших блюда, на них чего только нет — семга, осетрина, икра красная, икра черная: это начальник нашего отделения милиции, Герой Советского Союза Михаил Исаков, фомкой сумел-таки открыть холодильники в ресторане. Ельцин наложил себе всего: «О, да ты хорошо живешь». Я ему: «Борис Николаевич. Под вашим руководством все это дело делается». Мы с ним по второму фужеру коньяка выпили. Он снова меня спрашивает: «Как у тебя моральный климат?» И так несколько раз. Мы часа два сидели в то утро, но он снова и снова задавал мне только один этот вопрос про моральный климат. Кстати, все остальные коньяк не пили — только чай. В 7.05 открывается дверь и заходит Собчак. Ельцин, как мне показалось, с неудовольствием посмотрел на него — дескать, помешал завтракать. К тому же Собчак, как известно, не пил.

Ради того, чтобы Ельцина с помощниками отправить в Москву, пришлось объясняться с пассажирами, пересаживать их из первого салона самолета во второй. Снимать с рейса никого не понадобилось. К счастью, на борту среди пассажиров оказались члены двух пулковских экипажей, направлявшихся на стажировку в Москву. Их-то с самолета и ссадили.

Бегство Собчака

В 1997 году бывший мэр Собчак скоропостижно, чуть ли не с операционного стола улетел за границу, спасаясь от ареста. До сих пор нет полной ясности, как ему это удалось. Борис Демченко приоткрыл тайну.

— Пулково к этому имеет опосредованное отношение. В городе есть такая 122-я медсанчасть, которая раньше обслуживала космонавтов и атомщиков. У меня был заключен с ее руководителем Накатисом и согласован с таможней, ФСБ и пограничниками договор на случай разных экстренных вылетов. На спецстоянке стоял маленький самолет, а у нас был записан номер одного единственного медицинского микроавтобуса, который имел право срочно, не проходя пограничный или таможенный контроль, доставлять из 122-й санчасти больного к этому самолету. Собчаком тогда приехала заниматься следственная бригада из Москвы. А он с инфарктом слег в ВМА (позднее начальник ВМА Шевченко — будущий министр здравоохранения, когда я его спросил, был ли на самом деле у Собчака инфаркт, ответил: «На этот вопрос нет простого ответа, так как он не прошел полного обследования»). В то утро, когда следователи уже хотели забирать Собчака из палаты, его секретно доставили в 122-ю медсанчасть, посадили в ту самую, единственную на весь город машину, имевшую право свободного въезда на летное поле и под видом экстренного больного вывезли в Финляндию. Ну а поскольку и ФСБ, и таможня, и пограничники, которые в свое время согласовали проезд этой машины, оказались невольно в деле замешаны, вопрос о наказании виновных особо и не поднимался.

Дача по цене телевизора

— В 90-е годы в Пулково работы почти не стало. Уменя тогда самая главная проблема была — где найти деньги на зарплату сотрудникам. Нас кормил рейс Петербург — Нью-Йорк. Дважды в неделю туда и обратно самолет был забит. Люди летали в Америку за аппаратурой — накупали себе видики и телевизоры. Тогда у нас эта техника была на вес золота! Благодаря ей я себе дачу построил. В Ирландии купил маленький телевизор «Фунай». Помню, раскрыл дома коробку, любуюсь — он красивый такой. Жаль было с ним расставаться. Но, поскольку денег особо не было, пришлось продать этот «Фунай» дальнобойщикам (они в то время все богатые были) за 12 тысяч рублей. На эти деньги я купил себе 97 кубов бруса. А потом у меня появился еще видеомагнитофон, который я продал за 7 тысяч и нанял бригаду. Сейчас в это трудно поверить, но на телевизор и видик я себе построил трехэтажную дачу.

Кроме того, наши Ил-86 начали летать на внутренних линиях Китая, а также в Турции, Югославии, Анголе, Чаде, Мали. Там мы зарабатывали больше половины того, что получали в России. За два года сделали больше 20 миллионов долларов — по тем временам громадные деньги. В результате Пулково было единственным предприятием в городе, которое ни разу не задержало ни аванс, ни получку. По уровню зарплаты мы входили в тройку лучших предприятий города, и один из губернаторов, помню, мне даже выговаривал: «Ты не очень-то загоняй зарплату».

Зал отправления бандитов

Не обошла в 90-е годы Пулково и еще одна «примета времени» — бандиты.

— Не могу сказать, что на меня наезжали, — ведь в Пулково были и своя милиция, и свой КГБ. Но по мелочи кое-что отнять все же пытались. Однажды приехали на БМП (боевая машина пехоты. — Ред.) человек 20 автоматчиков. Заняли вход, весь второй этаж и завалились ко мне. Я с их старшим разговаривал час. Вроде убедил в своей правоте, и он попросил: «Борис Григорьевич, давайте я к вам приеду с тем, кто нам выдал насчет вас неправильную информацию?» Привезли этого директора (он раньше уже пару раз у меня был, пытался решить в свою пользу вопрос базирования самолетов Ил-86, ну и в итоге прислал рэкетиров). Начали выяснять отношения. В общем, отбился я. Главный рэкетир дает мне визитку: «Если кто-то еще будет наезжать, звоните мне». Потом эта публика часто на меня выходила, просили, чтобы я предоставил им для вылета депутатский зал. А мне что? Все равно в этот зал уже официально за 100-150 долларов любого пассажира пускали. А с этих я по полторы тысячи брал (им сколько скажешь, столько и заплатят), только условие ставил — чтобы после них в зале чисто было. Улетят, потом звонят, зовут на разные свои вечеринки. Приходилось как-то от встреч с такими людьми уклоняться. Так они сами ко мне приходили… Вместе с вице-губернаторами.

Авторитет Путина

Много Демченко доводилось контактировать и с Владимиром Путиным. Еще с тех времен, когда тот был первым замом у Собчака.

— Первых замов у Собчака было три. Кроме Путина, еще Кудрин и Яковлев. И уже тогда можно было определить авторитет каждого. Приходишь в приемную к Яковлеву (руководил городским хозяйством) — там один-два человека. У Кудрина (занимался финансами) — вообще никого. Заходишь к Путину (отвечал за внешние связи) — 10-15 человек, приемная забита. Толи тогда международных дел было больше чем нужно, то ли к Путину так сильно люди тянулись. Ответа на этот вопрос у меня нет до сих пор.

Владлен Чертинов

Когда Борис Демченко умер, я опубликовал в газете аэропорта Пулково другую часть нашего с ним интервью — о том, каким он был человеком.
«Трижды отказывался от работы в Москве»
Последнее интервью Бориса Демченко
рекомендую
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в email
Email

Добавить комментарий

кнопка вверх для сайта

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем